RSS
30 Октября 2012
9 декабря 2009 г. в галерее «Дом Шаляпина» по адресу: Новинский бульвар, 25 открывается выставка великого русского художника А. А. Пластова « Образы детства».
А.А.Пластов (1893-1972) родился в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновской области). Его становление как художника состоялось в годы учебы в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище у Ф.Ф.Федоровского (1912-1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении у С.М.Волнухина (1914-1917). Наряду с этим он посещал занятия А.Е.Архипова, А.М.Васнецова, А.М.Корина, Л.О.Пастернака, А.С.Степанова.
Детские образы – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства . Бесконечная парадигма образов младенца-Христа, девы Марии в детстве и отрочестве в христианском каноническом искусстве, шедевры Возрождения – от Луки и Андреа делла Робиа и Беноццо Гоццоли , оставившего нам нежнейшие детские образы Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано , до Леонардо да Винчи, Веронезе и Тициана.. Дети Рубенса, Яна Стена, Метсю и Терборха... Мане, Ренуара, Пикассо. И наши русские дети –юная всадница К. Брюлова, Мика Морозов и Верочка Мамонотова В. Серова, освещенные материнской любовью дети Зинаиды Серебряковой.
Великие художники изображали детей без слащавой сентиментальности и вычурной красивости. Великолепие нарядов и роскошь обстановки не затмевали личность ребенка, стремление художника по еще не вполне определившимся чертам предугадать ожидающее его будущее. Царственная инфанта Маргарита Веласкеса навсегда останется девочкой с печальным глубоким взглядом, открывающим предначертанность ее недолгой жизни.
Аркадий Пластов писал иных детей – детей обобранных революцией и раскулачиванием, осиротевших в войну и пораженных в гражданских правах (вспомним, что крестьянин в советскую эпоху не имел даже паспорта). Эти дети рано становились взрослыми, разделяя с отцами недетские заботы о хлебе насущным. Но несмотря на все это,( а может быть благодаря), они долго пребывали в ангельском чине безыскусной наивности, доверчивости, любви. Сельские дети середины 20 столетия, воспитанные православными дореволюционными бабушками, верящие в сказки, еще не знающие тяжкого плена телевизора и компьютера. Последняя надежда Росси, которой так и не суждено было сбыться….Но гений художника силой своего мастерства поставил явленные в лицах образы их душ в один ряд с инфантами и принцами, святыми и ангелами, самыми любимыми детьми человечества всех времен и народов, и уже только поэтому они безусловно выполнили свое земное предназначение.
У Пластова много детских портретов, но почти нет «детских» картин, нет кукольно-сусального детского мира, но есть неизменное присутствие детей в большом мире. Дети в «Жатве», разделившие со взрослыми все ужасы и лишения войны, младенцы –путти в полных безнадежного трагизма «Подсолнухах»( « Немцы идут») ( ни одна постмодернистская фантазия не доходила до столь беспощадной для человеческого сознания обнаженности чувств ) . Образ девочки из знаменитой «Весны», с ее поднятым навстречу матери лицом и характерной , согнутой в запястье ручкой, дети в веселой карусели «Ярмарки», в патриархальных «Мама» и «Из прошлого», младенцы во всей своей неповторимой пластике в картинах «Солнышко» и «Когда на земле мир»,двойной профиль женщины и ребенка в «Кружечке молока». И самый, быть может, трагический образ в искусстве ХХ века – невинно убиенный пастушок в его «апофеозе войны» - «Фашист пролетел»….
Детские образы Аркадия Пластова - пластические метафоры вечности и незыблемости жизни, чистоты и непорочности, как первый снег в его одноименной картине.
Владимир Соколов
Детские образы – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства . Бесконечная парадигма образов младенца-Христа, девы Марии в детстве и отрочестве в христианском каноническом искусстве, шедевры Возрождения – от Луки и Андреа делла Робиа и Беноццо Гоццоли , оставившего нам нежнейшие детские образы Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано , до Леонардо да Винчи, Веронезе и Тициана.. Дети Рубенса, Яна Стена, Метсю и Терборха... Мане, Ренуара, Пикассо. И наши русские дети –юная всадница К. Брюлова, Мика Морозов и Верочка Мамонотова В. Серова, освещенные материнской любовью дети Зинаиды Серебряковой.
Великие художники изображали детей без слащавой сентиментальности и вычурной красивости. Великолепие нарядов и роскошь обстановки не затмевали личность ребенка, стремление художника по еще не вполне определившимся чертам предугадать ожидающее его будущее. Царственная инфанта Маргарита Веласкеса навсегда останется девочкой с печальным глубоким взглядом, открывающим предначертанность ее недолгой жизни.
Аркадий Пластов писал иных детей – детей обобранных революцией и раскулачиванием, осиротевших в войну и пораженных в гражданских правах (вспомним, что крестьянин в советскую эпоху не имел даже паспорта). Эти дети рано становились взрослыми, разделяя с отцами недетские заботы о хлебе насущным. Но несмотря на все это,( а может быть благодаря), они долго пребывали в ангельском чине безыскусной наивности, доверчивости, любви. Сельские дети середины 20 столетия, воспитанные православными дореволюционными бабушками, верящие в сказки, еще не знающие тяжкого плена телевизора и компьютера. Последняя надежда Росси, которой так и не суждено было сбыться….Но гений художника силой своего мастерства поставил явленные в лицах образы их душ в один ряд с инфантами и принцами, святыми и ангелами, самыми любимыми детьми человечества всех времен и народов, и уже только поэтому они безусловно выполнили свое земное предназначение.
У Пластова много детских портретов, но почти нет «детских» картин, нет кукольно-сусального детского мира, но есть неизменное присутствие детей в большом мире. Дети в «Жатве», разделившие со взрослыми все ужасы и лишения войны, младенцы –путти в полных безнадежного трагизма «Подсолнухах»( « Немцы идут») ( ни одна постмодернистская фантазия не доходила до столь беспощадной для человеческого сознания обнаженности чувств ) . Образ девочки из знаменитой «Весны», с ее поднятым навстречу матери лицом и характерной , согнутой в запястье ручкой, дети в веселой карусели «Ярмарки», в патриархальных «Мама» и «Из прошлого», младенцы во всей своей неповторимой пластике в картинах «Солнышко» и «Когда на земле мир»,двойной профиль женщины и ребенка в «Кружечке молока». И самый, быть может, трагический образ в искусстве ХХ века – невинно убиенный пастушок в его «апофеозе войны» - «Фашист пролетел»….
Детские образы Аркадия Пластова - пластические метафоры вечности и незыблемости жизни, чистоты и непорочности, как первый снег в его одноименной картине.
Владимир Соколов